Подарочные карты или сертификаты
1. Мошенничество
Стоимость производства сертификата настоящего и поддельного равны, проследить и быть уверенным, что количество отпечатанных и выданных заказчику сертификатов совпадает трудно. Пробные копии, брак, несовпадение тиража с печатными листами и т.д. – все это «тонкие» места производства сертификатов. До 60% мошенничества на территории торговой сети происходит с участием персонала магазина (кассиры, продавцы).
Продажа фальшивого сертификата покупателю и передача настоящего – сообщнику. Оформление продажи товара как «покупка с предъявлением сертификата» в то время, как подобного не совершалось (товар себе).
«На потери разных видов в розничной торговле, например, в США приходится 31,3 миллиардов долларов в год. 48,2% приходится на кражи персонала. Прибавьте к этому 15,3% потерь за счет, так называемых, административных ошибок, и на персонал магазинов придется уже 2/3 всех потерь».
2. Затраты на перевозку, хранение
Цена неактивированной подарочной карты равно ее себестоимости (несколько рублей). Это значит, что нет необходимости принимать меры по организации безопасного перевоза и хранения карт. Наоборот, подарочные карты рекомендуется размещать в прямом доступе для клиента. Даже если карту будет украдена, она скорее сыграет роль рекламного носителя, чем инструмента для махинаций.
Сертификат – это почти деньги, поэтому степень защиты при производстве, перевозе и хранении сертификатов должна быть соответствующей.
3. Скорость продажи
Время, необходимое для продажи подарочной карты, существенно ниже, так как не требует никакого оформления покупки (заполнение сертификата, печать, подпись клиента, дата и т.д.). Кассиру необходимо только активировать (прокатать подарочную карту по ридеру магнитных карт) и принять деньги от клиента. Также в силу того, что сертификаты требуют особого режима хранения, обычно их выдают кассирам в ограниченном количестве. Нередки случаи, когда во время праздничных дней сертификатов просто нет на кассе.
4. Ограниченный функционал
Сертификаты существенно ограничивают возможности торговой сети в развитии данного направления (услуга внесения предоплаты за будущие покупки). Риск мошенничества очень затрудняет запуск подарочного сертификата торгового центра или ассоциации торговых сетей. Затруднена схема взаиморасчетов, так как необходима оперативная и достоверная обработка данных, контроль внесенных денежных средств, отоваренных сертификатов и т.д.
Работа с корпоративным сектором. Пополняемые подарочные карты, которые используются в качестве инструмента поощрения (начисления премий) сотрудников.
В отличие от подарочных карт, сертификаты невозможно использовать для маркетинговых акций (выдача карт маленького номинала на промо-акциях, замена скидок картами небольшого номинала и т.д.).
5. Финансовая отчетность, учет и использование внесенной предоплаты
Неавтоматизированная продажа сертификатов существенно усложняет учет принятой предоплаты от клиента (когда продан/отоварен сертификат, на какую сумму куплен товар, первая или повторная покупка и т.д.). Соответственно финансисты торговой сети не могут оперативно получать такую важную информацию, как среднемесячные остатки по картам и срок использования карт. Это значит, что средства, принятые в качестве предоплаты от покупателей, магазин может использовать только как оборотный капитал – вкладывать в товар.
На рынках, где товар итак отдается под реализацию, значимость карты, как инструмента финансового планирования гораздо выше – если магазин знает, что у него есть среднемесячный остаток в размере 2-5-10 млн. руб, он может смело вложить эти деньги на развитие (открытие нового магазина, покупка торгового оборудования и т.д.). Продажа сертификатов не дает возможности получить такую информацию.